О ВЕЛИЧИНЕ ЗАЗОРА МЕЖДУ ГОЛОВКОЙ РЕЛЬСА И РЕБОРДАМИ ХОДОВОГО КОЛЕСА ГРУЗОПОДЪЕМНОГО КРАНА
Бухарев В. Н.*, эксперт высшей квалификации в области подъемных сооружений, г. Набережные Челны
Числовая величина зазора между головкой рельса и ребордами ходового колеса грузоподъемного крана на рельсовом ходовом устройстве напрямую связана с допустимыми при эксплуатации крана отклонениями (сужение, расширение) колеи рельсовых нитей кранового пути.
Примечание. Под зазором следует понимать расстояние, измеренное между боковой поверхностью головки рельса и каждой из реборд, при условии нахождения центра поверхности (дорожки) катания ходового колеса на вертикальной оси рельса.
Действовавшие на территории бывшего СССР Правила и устройства эксплуатации грузоподъемных кранов, утвержденные 31.12.1969 г., устанавливали допуски на укладку рельсов крановых путей и максимальные допустимые отклонения при эксплуатации. В частности, отклонения в расстоянии между осями рельсов крановых путей мостовых кранов не должны были превышать 10 мм при укладке и 15 мм при эксплуатации.
Установленные «советскими» Правилами нормы, в несколько другом изложении (не меняющим суть), приведены в Приложении 3 к НПАОП 0.00-1.80-18 «Правила охраны труда при эксплуатации грузоподъемных кранов, подъемных устройств и соответствующего оборудования».
В частности, требованиями НПАОП 0.001.80-18 установлено, что величина предельного сужения или расширения колеи рельсового пути мостового крана не должна превышать 15 мм (как при укладке, так и при эксплуатации). Более жесткие «советские» нормы на отклонения крановой колеи (12 мм для козловых и 10 мм для портальных кранов) были заменены на те же 15 мм.
Размеры ширины поверхности катания крановых колес, указанные в ГОСТ 2864890, определены с учетом максимально допускаемых отклонений колеи рельсовых крановых путей, приведенных в «советских» Правилах, при этом пунктом 1.4. указанного выше ГОСТа допускалось увеличение ширины рабочей поверхности колес.
Допуски для ходовых колес большинства зарубежных грузоподъемных кранов и их рельсовых путей регламентируются стандартом ISO 12488-1:2012 «Краны. Допуски для колес и рельсовых путей рабочего хода крана и передвижения тележки». Приведенные в данном стандарте допускаемые отклонения крановой рельсовой колеи дифференцированы в зависимости от класса допуска, характеризующегося планируемой интенсивностью использования механизма передвижения крана («пробегом» за срок службы) и величины пролета (колеи). Классов допуска четыре, жесткость соответствующих им допусков убывает от 1 класса, 4 класс - для временных крановых путей. Стандартом установлены конструктивные и эксплуатационные допуски.
КОНСТРУКТИВНЫЕ ДОПУСКИ
При пролете до 16 м включительно допуски составляют для классов:
1. ±3 мм, 3. ± 8 мм,
2. ± 5 мм, 4. ± 12,5 мм.
При пролете более 16 м допуски составляют для классов:
1. ± 10 мм, 3. ± 20 мм,
2. ± 15 мм, 4. ± 25 мм.
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ДОПУСКИ
При пролете до 16 м включительно допуски составляют ± 10, 16, 25, 40 мм для соответствующих классов, а при пролете более 16 м к каждому допуску, установленному для пролетов до 16 м включительно прибавляется 25% разницы фактической величины пролета (м) и 16 м (обозначается в мм).
Допуски на отклонения величины колеи рельсового кранового пути и допуски на отклонения размера пролета крана в данном стандарте взаимосвязаны.
Требования данного стандарта применимы к вновь возводимым (устраиваемым) рельсовым крановым путям в добровольном порядке, однако при установке вновь изготовленных зарубежных (ЕС, КНР) кранов необходимо, в целях обеспечения безопасности, выдерживать основные положения стандарта. Одновременно, следует отметить, что большинство мировых изготовителей кранов приводят в эксплуатационных документах числовые величины допускаемых отклонений рельсового кранового пути.
Величина оптимального зазора между головкой рельса и ребордами ходового колеса, в первую очередь, должна приниматься во внимание производителем крана, к чему его обязывает п. 24 главы 3 раздела IV НПАОП 0.00-1.80-18. Аналогичное требование присутствует в НПА стран - производителей грузоподъемных кранов на рельсовом ходовом устройстве.
Указанная выше величина для большинства отечественных кранов, устанавливаемых на вновь сооруженные по действующим нормам крановые пути, принимаемая в качестве усредненного показателя, составляет не менее 20 мм, т. е. разница между шириной поверхности катания колес и шириной головки подкранового рельса соответственно составляет не менее 40 мм. Данная рекомендация может быть учтена в том случае, когда кран приобретен до устройства (возведения) рельсового кранового пути, либо если кран приобретается со вторичного рынка. При заказе нового крана, в опросном листе, являющимся основой контракта поставки, согласовывается тип рельса, и производитель устанавливает на кран ходовые колеса, с шириной поверхности катания, обеспечивающей передвижение крана с заданной скоростью, а также необходимый ресурс ходовых колес и рельсов для соответствующей группы классификации (режима работы).
У грузовых тележек, при колее не более 2 м и средней интенсивности использования, данная величина, принимаемая в качестве усредненного показателя, составляет - не менее 8 мм. Одновременно следует отметить, что в соответствии с требованиями НПАОП 0.00-1.80-18, в одноребордных колесах опорных грузоподъемных кранов и опорных грузовых тележек ширина поверхности катания должна превышать ширину головки рельса не менее чем на 30 мм.